Модель развития экономической безопасности государства и общества

Актуальность темы исследований. «Государственная стра­тегия экономической безопасности Российской Федерации», введённая в действие Указом Президента РФ от 29.04.1996 г., констатирует: «Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосу­дарст­вен­ном, так и в международном плане». Практическое решение этой задачи требует адекватного научно-мето­доло­ги­ческого обеспечения, что и обуславливает актуальность темы исследования. 

Степень разработанности научной проблемы. В советском прошлом задача обеспечения экономической безопасности общества и государства не была решена. Это повлекло за собой научно-техническое отставание СССР, которое спровоцировало крах экономики и распад страны. Главная причина этого — невостребованность научной истины политиками той эпохи, насаждавшими идеологические догмы и установки, «которые часто предопределяли не только направления, ход научных исследований, но и их выводы, результаты» (выступление академика А.И. Ан­чи­шкина (1933-1987) в дискуссии «Экономическая теория и практика перестройки» — журнал «Коммунист», № 5 (1303), март1987 г. — С. 35, 36).

В зарубежной экономической науке приверженцы либерально-рыно­чной модели в ряде случаев вообще отрицают сам факт существования проблемы обеспечения экономической безопасности на макроуровне и настаивают на том, что «невидимая рука рынка» решает все задачи макроэкономического управления наилучшим образом и что экономические кризисы неизбежны, и каждый такой системный кризис полезен, поскольку уничтожает изживший себя экономический уклад, заменяя его новым — прогрессивным. Что при этом происходит с подавляющим большинством населения — их не интересует. Соответственно чуть ли не единственное требование, которое они выдвигают к экономическим системам государств, — экономика должна обладать максимально возможными гибкостью и адаптивностью, чтобы пережить последствия неизбежных кризисов с минимальными потерями и как можно быстрее реализовать возможности развития, открываемые кризисом. Но как обеспечить на практике пресловутую «гибкость и адаптивность экономики» и тем самым — «экономическую безопасность» государства и общества в некотором не определённом смысле, приверженцы рыночного либерализма жизненно состоятельных рецептов не дают со времён Ф.Д. Рузвельта, упрекнувшего их в несоответствии реальности их теорий ещё в 1933 и 1938 гг. (см. Рузвельт Ф.Д. Беседы у ка­ми­на. — М.: ИТРК. 2003. — С. 52, 158).

Однако и те научные школы, которые признают актуальность задачи обеспечения экономической безопасности общества и государства, не достигли уровня понимания проблем, позволяющего им оказывать решающее воздействие на характер образования в области экономики и финансов и тем самым — на политику государств и международных институтов. Определения феномена экономической безопасности общества и государства, даваемые многими авторами, носят оторванный от жизни декларативный характер, поскольку не проистекают из какой-либо жизненно состоятельной научной методологии выявления и решения проблем. Как следствие ими высказываются воззрения, далеко не во всём совместимые друг с другом и не во всём соответствующие реальности жизни. Всё это в совокупности приводит к тому, что к настоящему времени наука не имеет достаточно эффективных методов (см. Леонтьев В.В. Документы. Воспоминания. Статьи. — СПб.: Гуманистика. 2006. — С. 16) обеспечения экономической безопасности обществ, вследствие чего бо?льшая часть населения планеты влачит существование без каких-либо перспектив улучшения жизни.

Цель исследований и содержание поставленных задач. Цель исследования — сформировать управленчески состоятельную модель экономической безопасности государства и общества в их развитии, которая бы представляла экономическую безопасность как социальный процесс, обусловленный объективными, в том числе и внесоциальными, а также и субъективными факторами.

Для её достижения необходимо решить следующие задачи.

  1. Проанализировать состояние и перспективы исторически сложившейся цивилизации.
  2. Выявить: 1) причинно-следственные взаимосвязи, действующие в системе «биосфера — население — государственность — хозяйственная деятельность населения (экономика)», 2) объективные возможности введения названной системы в режим, обеспечивающий её устойчивость и безопасность жизни людей в преемственности поколений.
  3. На основе такого комплексного подхода: 1) сформулировать требования к образу жизни цивилизации, обеспечивающему её устойчивое развитие в гармонии с биосферой планеты, и 2) проанализировать осуществимость такого образа жизни и соответственно — вывить принципы обеспечения экономической безопасности государства и общества.
  4. Построить модель развития экономической безопасности государства и общества и сформировать систему контрольных параметров и критериев оценки экономической безопасности.

Объектом исследования является экономическая безопасность государства и общества как многоаспектный процесс.

Предметом исследования является построение модели развития экономической безопасности государства и общества.

Теоретическая и методологическая основа исследования включает в себя методологию достаточно общей теории управления (ДОТУ), системный подход, ориентированный на обеспечение метрологической состоятельности модели экономической безопасности, а также общенаучные методы и теоретические воззрения, развитые в отечественной и зарубежной науке.

Скачать автореферат - 372 КБ

 

11:00 10.07.2012