С. Алиса

Подписчик

Валерий Викторович, в одном из выпусков https://www.youtube.com/watch?v=5SsJNhjfU7I в разъяснении истории запорожского казачества Вы рассказали о казаках-бендеровцах, которые осуществляли бандитские набеги на население. Судя по фольклору, они были не единственные, кто бесчинствовал на территории современной Украины. В частности, в баладе-предании "Ехали казаки из Дона до дому" (есть и другие упоминания) указываются некто, которых называли казаками, которые "до дому" ехали темными лесами. Соответственно, это не могли быть алёшковцы или бендеровцы, так как это был бы путь по югу, где нет темных лесов. Что это были за группы живодеров в то время (из северных или западных регионов)? И какая связь между ними и "героями" постмайданной Украины?

14:38 17.01.2018

Оценить вопрос +3 -9

Чтобы оставить комментарий необходимо войти или зарегистрироваться

С. Алиса

Подписчик

Текст песни в переводе на русский коротко следующий. Казаки, возвращаясь из Дона к себе домой, "прихватив" по пути обманом Галю, заверили, что с ними ей будет лучше, чем у родной мамы. Проехав темными лесами, решили избавиться от девушки. Они привязали за косы к сосне, собрали хворост и подожгли. Девушка кричит криком, в надежде что ее кто-то услышит и ее история станет поучительной для других девушек. Далее неизвестно: то ли ее услышал какой-то парень (которого также называют казаком), то ли описывается грусть парня, которому она была дорога.

16:09 17.01.2018

из Донецка Анатолий

Подписчик

с Балкан возвращались... господи

16:21 17.01.2018

Шкурко Рома

Подписчик

По сей день не известно , что послужило тому , что казаки снялись и чухнули к черту на куличики на самый север , можно сказать к морским берега . Они сравняли там все с землей , убили все живое , так вот за что ? и кого ? по сей день не известно . может в этой песне и кроется ответ

17:03 17.01.2018

О Ал

Подписчик



Їхали хозари із Дону до дому,
Умовляли Галю їхати з собою:
«Ой ти, Галю, Галю молодая»,
Умовляли Галю їхати з собою.
«Єдєм, Галю, з нами, мудрими жидами,
Будеш жить получше, чiм в рiдної мами».
«Ой ти, Галю, Галю молодая»,
Лучче тобі буде, як в рідної мами.

Не слухає батька Галя молодая,
До жидів на воза весело сідає.
«Ой ти, Галю, Галю молодая»,
До жидів на воза весело сідає.
Ті ж повезли Галю курними шляхами,
Крутими ярами, темними лісами.
Ой ти, Галю, Галю молодая!
Крутими ярами, темними лісами.

Розтинали Галю масними руками,
Прив'язали бідну до сосни косами.
Попід ноги Галі накидали хмизу,
Запалили сосну ізверху донизу.
Ой ти, Галю, Галю молодая!
Запалили сосну ізверху донизу.

Сосна догоряє, Галя промовляє:
"Ой хто мене чує, нехай порятує".
Ой ти, Галю, Галю молодая!
"Ой хто мене чує, нехай порятує".

Козаки почули, до лісу майнули.
Жидів порубали, Галю врятували.
Ой ти, Галю, Галю молодая!
Жидів порубали, Галю врятували.

Ой, хто дочок має, нехай научає
З хтивими жидами шляхом не пускає.
Ой ти, Галю, Галю молодая!
З хтивими жидами шляхом не пускає.

17:21 17.01.2018

С. Алиса

Подписчик

Песня по себе в определенной степени знаковая. https://www.youtube.com/watch?v=pGbBZJM64G8
Во-первых, потому что она народная; во-вторых в девяностых годах ей дали "новое дыхание", проведя изуитскую популяризацию среди молодежи; и в третьих в отношении ее ведется массовая кампания по историческому оправданию.

Перед тем как задать вопрос по данной теме выяснила следующее.

1) На "патриотически" настроенных ресурсах в интернете утверждается, что "из нафталина" эту песню достала кремлевская пропаганда, когда по указанию Сталина хор Александрова исполнил ее со сцены в 1936 году. Мол, таким образом пытались дискредитировать казачество, "правду" о котором уничтожали большевики, для чего тест песни был специально переделан. Якобы в архаичном варианте не казаки девушку сожгли, а -- несколько версий -- московиты, ляхи, жиды и даже хазары... При этом утверждается, что это категорически не могли быть казаки, потому что так поступить казаки просто не могли -- без аргументов.

2) Несмотря на определенную отредактированность, в "народном варианте" текст песни больше на малореченском наречии. Соответственно, можно предположить, что события происходили на этой территории, да и Дон рядом. Песня была лирической, исполнялась как балада-сказание, назидательно. Но ее настолько осовременили, что сейчас она исполняется как веселая, что, учитывая ее смысл, весьма кощунственно. Основным неопопуляризатором выступил ярый русофоб Олег Скрипка( группа ВВ) https://www.youtube.com/watch?v=md_plu40HIs , хотя и самодеятельные коллективы также склонны к исполнению в задорной манере https://www.youtube.com/watch?v=Y1cDHWj6mdI

3) Казаками в народе называли также чужаков.

4) Факт поджигания сосны ритуален. До сих пор на свадьбах в Украине (не на всей территории, на юге, юго-востоке такого точно нет) сжигают украшенные веточки сосны, которые как-то закреплены в каравае (встречалось описание) -- сжигают не от основания, а от кончиков. На фоне горящей сосны девушка расплетает косу. (Песня "Горила сосна, палала" поется на свадьбах и сейчас). Есть версия том, что в описываемом в песне событии имело место массовое изнасилование: поэтому хворост собирали все, и сосну подожгли не у основания, а как в свадебном ритуале "из горы до нызу". Из чего можно предположить, что "хлопцы" были из тех территорий, где этот обряд был традиционным.

5) Это не единственная песня с живодерской тематикой. Встречалось описание песни с Западной Украины, венцом сюжета который является четвертование девушки такими же охочими к женщинам молодчиками: привязывали за руки-ноги к разным деревьев, предварительно склоненных. Причем, в песне называются породы этих деревьев -- они разные.

Кто же были эти так называемые казаки?

17:53 17.01.2018

С. Алиса

Подписчик

Остапук Алексей,

песню и сейчас поют на Кубане, на юго-востоке Украины (возможно и в других регионах -- этого точно не знаю), но несколько иначе. Считаю, что выставленная Вами версия песни относится к отредактированным. В подтверждение этому приведу некоторые слова, которые упоминаются в указанном Вами варианте, которые вообще не характерны для данной местности. Например, вместо " курними шляхами -- говорят "пыльными дорогами" (пишу не орфографически правильно, а как произносят, к тому же пишу не на укр., а на русской клавиатуре, сохраняя фонетическую особенность произношения),
не "порятує", а "спасэ",
не "до лісу майнули", а "в лис гайнулы",
не "з хтивими жидами" -- слово "хтывый" вообще на юге в разговорной речи не встретишь,
не "умовляли", а "уговарювалы",
не "розтинали", а "розпиналы".
Поверьте, что это так.
Да и тема жидов как-то сильно натянута для данного региона.

18:26 17.01.2018

О Ал

Подписчик

С Алиса
Поверьте, что это так.

Если так профессионально со знанием дела расписано, то и сомнений не остаётся.Тем более украинский не родной язык для меня.

Кто же были эти так называемые казаки?
Тогда может сразу и этот вопрос озвучите. Ведь ,настолько понятно из ваших комментариев ,вопрос возник по поводу тёмных лесов.

18:40 17.01.2018

К А

Подписчик

О Ал
Їхали хозари

... и всё встаёт на свои места.

03:15 18.01.2018

С. Алиса

Подписчик

Кукса Александр

Подписчик


Остапук Алексей

Їхали хозари

... и всё встаёт на свои места.

Я не историк и многого не знаю и не понимаю, но Вы что -- хотите сказать, что хазары жили в одно время с казаками?..

Мой вопрос задан прежде всего тем, кто знает в истории больше, чем официальная версия, а не из серии " Найти ответ в моем вопросе". Тем более, что, как упоминалось выше, текст песни очевидно редактировался и даже имеется несколько вариантов. Интересен и тот факт, что ее ключевые слова -- ехали казаки ... додому -- легли в основу песни, которая стала гимном украинских спортсменов на чемпионате мира по футболу-2016 https://www.youtube.com/watch?v=uvixeSrM0RA , под нее хотели и других спортсменов "выпускать". Под эту песню делаются патриотические видео АТО https://www.youtube.com/watch?v=OBEQleMm8ic Вот такие "совпадения".

Конечно, данный вопрос мало кому может быть интересен -- все-таки глобальная политика на сайте обсуждается. Но возможно, среди форумчан есть знатоки обрядовости, которые могли бы подсказать, где проводился обряд со сжиганием сосны и что он означает, и где в Украине местность, куда, как указывается в тексте песни, надо ехать крутыми ярами, темными лесами (или сначала крутыми ярами, а после темными лесами, или одновременно)? Это хоть и песня, но, как известно, сказка ложь да в ней намек.

08:18 18.01.2018

К А

Подписчик

С. Алиса
Вы что -- хотите сказать, что хазары жили в одно время с казаками?

Почему нет ? Хазары исчезли в Х веке. Их соседями, и очевидно не то чтобы очень добрыми, были русские и тюркские княжества, в которых термин "казаки" как сословия вполне мог употребляться. От них данную песню позаимствовали их потомки - современные украинцы и кубанцы.
То, что эту песню веками перефразировали, неизбежно. Однако логику вся эта история с Галей приобретает только в редакции "Їхали хозари із Дону до дому.....".
Я эту тему давно слышал, в Трубе есть даже живое исполнение.

10:30 18.01.2018

Вопрос-ответ

Архив

Это Алтай

Статистика