Здравствуйте В.Викторович.В одном из своих выпусков минувшей зимой вы сказали примерно следующее, что общество должно развиваться по гибридной модели одной стороной которой будет технократия. В моем понимании это осваивание и развитие современных технологий и встраивание её в общественную жизнь для облегчения жизнедеятельности людей и как следствие увеличение их времени на самореализацию и созидание. В связи с этим такой вопрос. Чем являются по своей сути всё чаще упоминаемые сегодня такие технологии такие как биометрия, сканеры, дактиласкопия, ни для кого не секрет что во многих гос учреждениях уже практикуется проходной контроль по распознаванию лица. Может ли это стать благом, или это тотальный контроль со стороны гп? Спасибо.
Это инструмент, а кто, как и в чьих интересах будет это использовать это дело другое, всё взаимосвязанно без контролья не может быть и безопасности.
10:57 01.05.2019
О Ал
Подписчик
В местах массового как проживания, так и скопления людей проведение "слежки" всегда будут оправдывать повышением общественной безопасности, этакий КОБ- контроль общественной безопасности.
В деревне или селе этот контроль осуществлялся общественностью, человек был " на виду", все про всех знали. Помогало , это избежать преступлений или нет - уже другой вопрос.
13:46 01.05.2019
Рогов Андрей
Подписчик
Технологии, конечно, - позволяют отслеживать перемещения, контакты, факты нарушения каким-то человеком общественного порядка... Например, вот, гибддшники насобачились не только фиксировать превышение скорости в конкретном месте, где конкретно стоят посты измерительной аппаратуры, но и вычислять среднюю скорость по факту прохождения каких-то пунктов в такое-то время... С другой стороны, - ведь никто ж не заставляет обязательно нарушать скоростной режим! Даже "где никто не видит". Вор тоже надеется, что его никто не видит.
С третьей стороны, вот, даже куда как более значительные возможности силовые ведомства получили когда у них оказалось огнестрельное оружие, особенно в тех странах, где простым гражданам его носить запрещено. Чисто физически, скажем, полицейский может убить кого угодно ("может" в смысле "can", а не "may"), но его ограничивают законы, в которых чётко прописано, когда и при каких обстоятельствах он имеет право применять оружие. Если же он будет применять его по собственному произволу, то сам подлежит аресту, наказанию или даже ликвидации.
Вот, так же, в принципе, можно было бы как-то организационно, законодательно и отчасти технически - ограничить применение информационных технологий в ущерб добропорядочным гражданам. Например, чисто технически обеспечить (и организационно-законодательно - строго обязать) использование такого порядка сбора, хранения и анализа информации, собранной о гражданах, чтобы, например, она хранилась - только в зашифрованном виде, а для расшифровки требовалось бы сразу несколько ключей, хранение которых не сосредоточено в каких-либо одних руках. Если же доступ к этим данным осуществляется на законных основаниях, то в обязательном порядке ведётся протокол (который, опять же, хранится сразу в нескольких местах, и не может быть уничтожен, с фальсифицирован или и похищен каким-то одним или даже двумя заинтересованными лицами. Чтобы целостность данных постоянно отслеживалась, и практически невозможно было бы тайное и незаконное вмешательство, даже со стороны персонала, непосредственно обслуживающего подобные системы. Я точно знаю (поскольку по работе был связан), что достаточно надёжные информационные системы реализованы в финансовых кругах, например, в системе Центробанка, Федерального казначейства, Минфина. В этой системе не было ни одного случая взлома (хотя, всерьёз вопросами безопасности данных там занялись года, эдак, с 2010-го, а раньше там был бардак - просто полнейший). Про коммерческие банки - не буду, т.к. некоторые из них - специально созданы для отмывания и вывода денежных средств, но и там, если какой "взлом", "хищение", то это не какие-то левые хакеры, а всё предусмотрено сценарием, в который завязано самое высшее руководство. Чисто технически ВОЗМОЖНО обеспечить практически абсолютную стойкость, а все "дыры", "закладки", "бэкдоры", уязвимости, если где и есть, то они ПРЕДНАМЕРЕННО устроены самими разработчиками, причём, на их организацию, обустройство и сокрытие затрачены - значительные дополнительные усилия разработчиков. То есть, сделать абсолютно надёжную информационную систему без единой "дыры" в защите - было бы не просто МОЖНО, но и значительно проще, чем с тщательно закамуфлированными "дырами". И разработчиков МОЖНО было бы правильно мотивировать. Но другое дело, что заказ был - именно на ДЫРЯВУЮ систему, и все нынешние "законы" (от госпожи Яровой), а так же требования ФСБ (ЦРУ, АНБ, ФБР, РУМО, Ми-6, "Моссад" и др.) - тоже, фактически ОБЯЗЫВАЮТ разработчиков информационных систем - специально оставлять "дыры" и "закладки". А если какой-нибудь Вася Пупкин у себя на кухне, буквально на коленке, строго по учебнику по информбезопасности - возьмёт и слабает какую-нибудь информационную систему, которая, положим, даже была бы абсолютно защищённая, то он, конечно, - может, это нивапрос, но можно абсолютно точно сказать, что никто её никогда не лицензирует, не сертифицирует, и не закупит для нужд государственного характера. Именно потому, что в ней нету требуемых "дыр", как того хотят спецслужбы и ГПшники. Кстати, всякие VPNы, онанимайзеры, "даркнеты", ТORы, I2P и т.п. - всё это тоже креатура того же АНБ. Но для школоты, чтобы безнаказно троллить на двачах - худо-бедно сойдёт. Что "абсолютно непробиваемой защиты не бывает", - это миф, искусственно распространяемый заинтересованными сторонами. И касаемо всех "вирусов", "троянов", "червяков" и т.п., которые поражают информационные системы, - бОльшая часть их создаётся самими же разработчиками "антивирусных" систем, либо "хакерскими" группами, тесно с ними связанными, и работающими по "тандемному" принципу (злой полицейский - добрый полицейский и т.п.), но по единому сценарию, который ЗАСТАВЛЯЕТ простого обывателя, пользователя, заказчика - постоянно "обновлять" своё ПО (а система автоматических "обновлений", "патчей" и "сервиспаков" - это и есть главная "дыра" в защите)
Но. Чисто организационно, на законодательном уровне, а главное, - проведением кадровой политики, расстановкой полномочий и обязанностей - МОЖНО (физически, математически, логически) смахнуть всю эту камарилью к чёртовой матери, и никак даже не оглядываясь на существующие (действующие) на сегодняшний момент системы, - просто выстроить всё с нуля, но сразу КАК НАДО. И тогда - МОЖНО (опять же, принципиально, физически, логически, математически, а не отталкиваясь от юридических и прочих организационных моментов сегодняшнего дня, воплей спецслужб, Яровой, да хоть самого ГП).
И, главное, уже даже чисто организационно (законодательно, конституционно, а так же организуя самые базовые принципы работы правоохранительной и судебной системы) МОЖНО было бы не просто декларировать, но и реально обеспечить выполнение таких норм (между прочим, - даже уже имеющихся в действующем законодательстве), что, например, доказательства, полученные с нарушением закона и процессуальных правил, - доказательной силы не имеют и т.п. То есть, доказательства, положим, даже - есть, и они даже - вполне себе неопровержимые, но, вот, - просто не считаются, потому что получены с нарушением. И всё тут. Ах, да, ещё, наверное, можно и нужно ввести обязательную систему правил внесения исправлений, изменений, удаления каких-то данных, которые могут как-то повлиять на судьбу человека. Будь то кредитная или визовая история, судимости и т.п., так вот, можно (и нужно) разработчиков всех информационных систем - строго обязать обеспечить такую возможность, чтобы вымарать - так вымарать, исправить - так исправить данные о человеке, хранящиеся в какой-либо системе (государственной, банковской), а если даже в каких-то старых кэшах, бэкапах, на похищенных носителях, у зарубежных лиц, находящихся вне юрисдикции данного государства и останутся какие-то данные, то они бы не могли бы иметь никакой силы. То есть, если даже какой-нибудь частный банк, авиакомпания, работодатель и т.п. вдруг откажет потенциальному клиенту или соискателю (а тут можно законодательно потребовать, чтобы любой такой отказ был бы обязательно мотивирован), то ссылаться на какие-то посторонние данные он бы при этом не мог. А мало ли, там подделка, оговор, злой навет, сбой системы, кому-то что-то "показалось"... Всякое бывает. И это должно быть - явным образом предусмотрено. И можно сделать так, чтобы данные, полученные несанкционированным способом - просто приравнивались к заведомо фальсифицированным. Причём, замечу, что "фальсифицированным" - не значит "ложным". Пример - с Кирпичом и Жегловым в "Месте встречи". Кирпич был на самом деле вор. Но от улики (кошелька) он - избавился. А Жеглов её - подбросил. То есть, эта "улика" стала фальсифицированной, хоть даже и соответствующей действительности. Тут уже был спор, "справедливо" это или "несправедливо", но МОЖНО просто тупо принять такую парадигму, что такие, вот, фокусы - ЗАПРЕЩЕНЫ, и всё тут. Даже если кому-то это кажется "несправедливым". Я тут даже не ратую ни за то, ни за другое, а просто отмечаю, что в принципе - МОЖНО принять такую систему правил, и не просто приять, но и реально обеспечить их исполнение. Чтобы деятелям, подобным Жеглову (всё-таки, это - художественный вымысел, но тем не менее) - даже в голову не приходили такие мысли, а самое главное, - чтобы мотивов на это у них не было. Чтобы - никаких "разнарядок" и "плановых показателей", но если вдруг на чём-то подобном поймают, - то сразу по всей строгости. Просто, потому что (ну, - по идее, - просто МОЖНО принять такую систему ценностей), пусть лучше сто, тысяча, миллион нарушителей и даже настоящих преступников уйдут от наказания, чем от системы правосудия пострадает один невиновный. Но это касается - не только судебной системы. Вот, скажем, в Китае внедряется "социальный рейтинг", от которого зависит твой статус в обществе, твои возможности получить работу, кредит в банке, перемещаться по стране и по всему Миру... Хорошо это или плохо? Справедливо или нет? Идея-то, вроде бы, - даже позитивная. Но нам, русским, наученным горьким опытом многих поколений, - сразу бросаются в глаза явные "дыры" и "щели" всей этой системы, через которые возможно (а значит, - ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ) проникать преднамеренное и планомерное нарушение интересов граждан в пользу некоторого меньшинства, которое имеет некий преимущественный доступ к этой системе. Ведь так можно и подставить соперника, и подсидеть начальника, и оговорить соседа... А всегда найдутся такие люди, которых хлебом не корми, - дай только сотворить западло ближнему своему. То есть, на большой статистике, такие случаи - обязательно БУДУТ. Это - заранее предсказуемо. Из более чем полутора (а может быть двух) миллиардов китайцев миллион случаев - это "немного". Меньше, чем 0,1% . В пределах "статистической погрешности". Но чисто по человечески, миллион поломанных судеб - это много или мало? Вот, - то-то же! Одна поломанная судьба, - и то, уже много! Но. По идее, чисто технически МОЖНО было бы организовать систему так, чтобы это было - исключено. Можно. Было бы. Если бы. Да кабы. Но, - просто, кто мог бы принимать такие решения, - не очень-то в этом заинтересованы. Вернее сказать, - заинтересованы они - совсем в другом. Поэтому, и в Китае, и в Европе, и в Америке, да и в России действующая система - не такая.
Сергей
Подписчик
10:57 01.05.2019
О Ал
Подписчик
В деревне или селе этот контроль осуществлялся общественностью, человек был " на виду", все про всех знали. Помогало , это избежать преступлений или нет - уже другой вопрос.
13:46 01.05.2019
Рогов Андрей
Подписчик
С третьей стороны, вот, даже куда как более значительные возможности силовые ведомства получили когда у них оказалось огнестрельное оружие, особенно в тех странах, где простым гражданам его носить запрещено. Чисто физически, скажем, полицейский может убить кого угодно ("может" в смысле "can", а не "may"), но его ограничивают законы, в которых чётко прописано, когда и при каких обстоятельствах он имеет право применять оружие. Если же он будет применять его по собственному произволу, то сам подлежит аресту, наказанию или даже ликвидации.
Вот, так же, в принципе, можно было бы как-то организационно, законодательно и отчасти технически - ограничить применение информационных технологий в ущерб добропорядочным гражданам. Например, чисто технически обеспечить (и организационно-законодательно - строго обязать) использование такого порядка сбора, хранения и анализа информации, собранной о гражданах, чтобы, например, она хранилась - только в зашифрованном виде, а для расшифровки требовалось бы сразу несколько ключей, хранение которых не сосредоточено в каких-либо одних руках. Если же доступ к этим данным осуществляется на законных основаниях, то в обязательном порядке ведётся протокол (который, опять же, хранится сразу в нескольких местах, и не может быть уничтожен, с фальсифицирован или и похищен каким-то одним или даже двумя заинтересованными лицами. Чтобы целостность данных постоянно отслеживалась, и практически невозможно было бы тайное и незаконное вмешательство, даже со стороны персонала, непосредственно обслуживающего подобные системы. Я точно знаю (поскольку по работе был связан), что достаточно надёжные информационные системы реализованы в финансовых кругах, например, в системе Центробанка, Федерального казначейства, Минфина. В этой системе не было ни одного случая взлома (хотя, всерьёз вопросами безопасности данных там занялись года, эдак, с 2010-го, а раньше там был бардак - просто полнейший). Про коммерческие банки - не буду, т.к. некоторые из них - специально созданы для отмывания и вывода денежных средств, но и там, если какой "взлом", "хищение", то это не какие-то левые хакеры, а всё предусмотрено сценарием, в который завязано самое высшее руководство. Чисто технически ВОЗМОЖНО обеспечить практически абсолютную стойкость, а все "дыры", "закладки", "бэкдоры", уязвимости, если где и есть, то они ПРЕДНАМЕРЕННО устроены самими разработчиками, причём, на их организацию, обустройство и сокрытие затрачены - значительные дополнительные усилия разработчиков. То есть, сделать абсолютно надёжную информационную систему без единой "дыры" в защите - было бы не просто МОЖНО, но и значительно проще, чем с тщательно закамуфлированными "дырами". И разработчиков МОЖНО было бы правильно мотивировать. Но другое дело, что заказ был - именно на ДЫРЯВУЮ систему, и все нынешние "законы" (от госпожи Яровой), а так же требования ФСБ (ЦРУ, АНБ, ФБР, РУМО, Ми-6, "Моссад" и др.) - тоже, фактически ОБЯЗЫВАЮТ разработчиков информационных систем - специально оставлять "дыры" и "закладки". А если какой-нибудь Вася Пупкин у себя на кухне, буквально на коленке, строго по учебнику по информбезопасности - возьмёт и слабает какую-нибудь информационную систему, которая, положим, даже была бы абсолютно защищённая, то он, конечно, - может, это нивапрос, но можно абсолютно точно сказать, что никто её никогда не лицензирует, не сертифицирует, и не закупит для нужд государственного характера. Именно потому, что в ней нету требуемых "дыр", как того хотят спецслужбы и ГПшники. Кстати, всякие VPNы, онанимайзеры, "даркнеты", ТORы, I2P и т.п. - всё это тоже креатура того же АНБ. Но для школоты, чтобы безнаказно троллить на двачах - худо-бедно сойдёт. Что "абсолютно непробиваемой защиты не бывает", - это миф, искусственно распространяемый заинтересованными сторонами. И касаемо всех "вирусов", "троянов", "червяков" и т.п., которые поражают информационные системы, - бОльшая часть их создаётся самими же разработчиками "антивирусных" систем, либо "хакерскими" группами, тесно с ними связанными, и работающими по "тандемному" принципу (злой полицейский - добрый полицейский и т.п.), но по единому сценарию, который ЗАСТАВЛЯЕТ простого обывателя, пользователя, заказчика - постоянно "обновлять" своё ПО (а система автоматических "обновлений", "патчей" и "сервиспаков" - это и есть главная "дыра" в защите)
Но. Чисто организационно, на законодательном уровне, а главное, - проведением кадровой политики, расстановкой полномочий и обязанностей - МОЖНО (физически, математически, логически) смахнуть всю эту камарилью к чёртовой матери, и никак даже не оглядываясь на существующие (действующие) на сегодняшний момент системы, - просто выстроить всё с нуля, но сразу КАК НАДО. И тогда - МОЖНО (опять же, принципиально, физически, логически, математически, а не отталкиваясь от юридических и прочих организационных моментов сегодняшнего дня, воплей спецслужб, Яровой, да хоть самого ГП).
И, главное, уже даже чисто организационно (законодательно, конституционно, а так же организуя самые базовые принципы работы правоохранительной и судебной системы) МОЖНО было бы не просто декларировать, но и реально обеспечить выполнение таких норм (между прочим, - даже уже имеющихся в действующем законодательстве), что, например, доказательства, полученные с нарушением закона и процессуальных правил, - доказательной силы не имеют и т.п. То есть, доказательства, положим, даже - есть, и они даже - вполне себе неопровержимые, но, вот, - просто не считаются, потому что получены с нарушением. И всё тут. Ах, да, ещё, наверное, можно и нужно ввести обязательную систему правил внесения исправлений, изменений, удаления каких-то данных, которые могут как-то повлиять на судьбу человека. Будь то кредитная или визовая история, судимости и т.п., так вот, можно (и нужно) разработчиков всех информационных систем - строго обязать обеспечить такую возможность, чтобы вымарать - так вымарать, исправить - так исправить данные о человеке, хранящиеся в какой-либо системе (государственной, банковской), а если даже в каких-то старых кэшах, бэкапах, на похищенных носителях, у зарубежных лиц, находящихся вне юрисдикции данного государства и останутся какие-то данные, то они бы не могли бы иметь никакой силы. То есть, если даже какой-нибудь частный банк, авиакомпания, работодатель и т.п. вдруг откажет потенциальному клиенту или соискателю (а тут можно законодательно потребовать, чтобы любой такой отказ был бы обязательно мотивирован), то ссылаться на какие-то посторонние данные он бы при этом не мог. А мало ли, там подделка, оговор, злой навет, сбой системы, кому-то что-то "показалось"... Всякое бывает. И это должно быть - явным образом предусмотрено. И можно сделать так, чтобы данные, полученные несанкционированным способом - просто приравнивались к заведомо фальсифицированным. Причём, замечу, что "фальсифицированным" - не значит "ложным". Пример - с Кирпичом и Жегловым в "Месте встречи". Кирпич был на самом деле вор. Но от улики (кошелька) он - избавился. А Жеглов её - подбросил. То есть, эта "улика" стала фальсифицированной, хоть даже и соответствующей действительности. Тут уже был спор, "справедливо" это или "несправедливо", но МОЖНО просто тупо принять такую парадигму, что такие, вот, фокусы - ЗАПРЕЩЕНЫ, и всё тут. Даже если кому-то это кажется "несправедливым". Я тут даже не ратую ни за то, ни за другое, а просто отмечаю, что в принципе - МОЖНО принять такую систему правил, и не просто приять, но и реально обеспечить их исполнение. Чтобы деятелям, подобным Жеглову (всё-таки, это - художественный вымысел, но тем не менее) - даже в голову не приходили такие мысли, а самое главное, - чтобы мотивов на это у них не было. Чтобы - никаких "разнарядок" и "плановых показателей", но если вдруг на чём-то подобном поймают, - то сразу по всей строгости. Просто, потому что (ну, - по идее, - просто МОЖНО принять такую систему ценностей), пусть лучше сто, тысяча, миллион нарушителей и даже настоящих преступников уйдут от наказания, чем от системы правосудия пострадает один невиновный. Но это касается - не только судебной системы. Вот, скажем, в Китае внедряется "социальный рейтинг", от которого зависит твой статус в обществе, твои возможности получить работу, кредит в банке, перемещаться по стране и по всему Миру... Хорошо это или плохо? Справедливо или нет? Идея-то, вроде бы, - даже позитивная. Но нам, русским, наученным горьким опытом многих поколений, - сразу бросаются в глаза явные "дыры" и "щели" всей этой системы, через которые возможно (а значит, - ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ) проникать преднамеренное и планомерное нарушение интересов граждан в пользу некоторого меньшинства, которое имеет некий преимущественный доступ к этой системе. Ведь так можно и подставить соперника, и подсидеть начальника, и оговорить соседа... А всегда найдутся такие люди, которых хлебом не корми, - дай только сотворить западло ближнему своему. То есть, на большой статистике, такие случаи - обязательно БУДУТ. Это - заранее предсказуемо. Из более чем полутора (а может быть двух) миллиардов китайцев миллион случаев - это "немного". Меньше, чем 0,1% . В пределах "статистической погрешности". Но чисто по человечески, миллион поломанных судеб - это много или мало? Вот, - то-то же! Одна поломанная судьба, - и то, уже много! Но. По идее, чисто технически МОЖНО было бы организовать систему так, чтобы это было - исключено. Можно. Было бы. Если бы. Да кабы. Но, - просто, кто мог бы принимать такие решения, - не очень-то в этом заинтересованы. Вернее сказать, - заинтересованы они - совсем в другом. Поэтому, и в Китае, и в Европе, и в Америке, да и в России действующая система - не такая.
20:55 01.05.2019